Искусство греческой античности и его гуманистические идеалы: документальные фильмы, лекции Интеллектуальное и моральное развитие древних греков зависело не только от окружающей обстановки, но и от культуры – драматургии, поэзии, изобразительного искусства. Сегодня мы имеем возможность не только наслаждаться культурным наследием Эллады, но и в полной мере ощутить на себе магическое влияние плодов творчества греческих поэтов, писателей, художников, скульпторов и философов. Мировоззрение древних греков, их взгляды на религию, науку и мораль менялись вместе со сменой культурных периодов. Начало каждого периода ознаменовывалось качественным скачком культурного, научного и философского развития. Важным фактором того, что древние греки делали большой упор на развитие своего духовного мира, было их мировоззрение. В силу распространенности в это время рабовладельческого строя, жители Эллады имели достаточно свободного времени для занятий искусством, приданию философским размышлениям, науке и спорту. Огромное влияние на греческую бытность имела мифология. Представление богов в виде человекообразных существ, со всеми присущими людям недостатками и слабостями – вот основное проявление гуманизма в культуре Эллады. Человек не просто приравнивался к богам, скорее наоборот – сквозь призму религии греки выражали свое трепетное отношение к природе и ее явлениям, отождествляя наблюдаемое со сверхъестественными действиями небожителей. Все это отображается в античной культуре – для неё характерна естественность, отсутствие гротеска, излишней гиперболизации и приукрашивания. Во главу угла ставится Человек, его жизнь, быт и внутренние переживания. Главные структурные элементы древнегреческого государства – полисы, были одновременно и культурными центрами, в которых располагались храмовые комплексы, театры и стадионы. Такая территориальная изолированность не могла не отобразиться на отличиях в культурном развитии, хотя главные черты были во многом схожи. Высокоразвитая культура античности имела сильное влияние на развитие сопредельных с Грецией государств. Даже сегодня можно ощутить наследие Эллады в нашей жизни. Мы довольно часто в быту, литературе или общении используем понятия, крылатые фразы, имена, дошедшие и сохранившееся в практически неизменном виде еще с того времени. Греческая культура остается актуальной сквозь века, что лишний раз показывает, насколько интеллектуально развитыми были философы и ученые древности. Если сравнивать греческую культуру с более ранними египетскими, месопотамскими или индийскими, то главные герои Эллады – реальные люди, а не представители животного мира. Боги и мифические существа отличаются только харизмой, красотой и олицетворяют собой идеал человека в представлении греков. Высшая ценность, с точки зрения людей того времени, – уравновешенность, спокойствие, ум и красота – только такой человек, по мнению древних греков, имел право управлять государством. Ключевое понятие отношения богов и людей выразил Гераклит в одном из своих трудов. Он указывал, что человек – это смертный бог, а бог – бессмертный человек. Эта мысль характерна для всей греческой культуры, философии, науки и общего мировоззрения. Во времена античности широкую популярность имели театры. Само понятие театра – чисто греческое изобретение. В переводе, это слово означает «Место для зрелищ». Самый большой театр в стране был оборудован в Афинах, на склонах Акрополя. Акустика во время представления была настолько хорошей, что все происходящее на сцене было отлично слышно всем 17 тысячам зрителей. Спектакли там проходили 2-3 раза в год, при этом действие начиналось с самого утра и продолжалось до позднего вечера на протяжении нескольких дней. Среди населения высоко ценились как комедии, так и трагедии, спортивные соревнования и простое общение, в котором греки могли проводить многие часы. Целью жизни жителей древней Эллады было постоянное совершенствование души и тела всеми доступными способами, а также восхваление природы и поиск места человека в ней. Красота человеческого тела, гуманизм и интеллект ценились превыше всего, эти качества приписывались богам и преподносились как единственная цель жизни человека. 1. Док. сериал BBC: «Сокровища Древней Греции» (2015) 3 серии HD Именно древние греки дали нам понимание того, каким должно быть искусство. Ни одна другая цивилизация не сыграла такую важную роль в формировании нашего видения совершенства форм, красоты, реалистичности. Сегодня суть реалистического искусства воспринимается нами как само собой разумеющееся. Однако, изобрели его древние греки, и именно они научили нас видеть. Именно здесь, в Древней Греции, зародилась западная цивилизация. Ее искусство возникло из более темного, удивительного прошлого, старого мира мифов, чудовищ, воображения, с корнями совершенно неожиданных мест, из мира, который продолжают открывать и поныне. Ведущий Алистейр Сук постарается сложить воедино все что мы знаем о самых ранних влияниях и отделить историю от мифов. Основываясь на эпосе Гомера и открытиях XX века он попробует раскрыть чудо возникновения греческого искусства. 1) Эпоха героев 2) Классическая революция 3) Длинная тень *** 2. Что такое античность: Древняя Греция Потрясающий видео-ликбез от Arzamas про всю историю и культуру Древней Греции. Гомер, минотавр, 300 спартанцев, трагедия, Парфенон, амфоры, Александр Македонский, демократия и тирания, Генрих Шлиман и троянский конь — все, что вы проходили в 5-м классе, но забыли, теперь разложено по полочкам в удобном формате. *** 3. Все, что нужно, чтобы начать знакомство с древнегреческой культурой: шесть лекций Николая Гринцера о греческом театре на Arzamas 1) Как устроена греческая комедия 2) Над кем смеется греческая комедия 3) Что смешного в «Лягушках» Аристофана 4) Как устроена греческая трагедия 5) Почему на трагедии не надо плакать 6) Главная греческая трагедия 1) Как устроена греческая комедия Почему ругать людей хорошо, кто платил за постановки и что происходило на сцене во время комедии 2) Над кем смеется греческая комедия Почему комедиографы не боялись высмеивать политиков, что смешного в Дионисе и зачем Аристофан потешался над своим другом Сократом 3) Что смешного в «Лягушках» Аристофана Кваканье лягушек, лохмотья участников тайного культа, «потерял бутылочку» и другие шутки на все времена 4) Как устроена греческая трагедия Откуда взялась трагедия, как выглядели трагические состязания, кто платил за постановки, а также при чем тут козел 5) Почему на трагедии не надо плакать Детектив, в котором все заранее знают убийцу, трагедии, которые хорошо заканчиваются, и театр как обучение демократии 6) Главная греческая трагедия Преступником или спасителем города был царь Эдип, что с ним на самом деле произошло и почему сочинение Софокла не очень понравилось афинянам Николай Павлович Гринцер — филолог-классик и антиковед. Профессор РАН, член-корреспондент РАН по Отделению историко-филологических наук.